Краткий гид по истории болгарской иконы и ее символике, зашифрованной в бесценном даре творцов.Временем возникновения иконописи в Болгарии принято считать 865 год, когда христианство было объявлено официальной религией. Однако не исключена вероятность, что иконы появились в стране гораздо раньше, ибо славяно-болгарское государство возникло на землях, издавна населяемых христианами. Первые иконы писали на керамических плитках. В отличие от более поздних образов, лик писали на зеленом фоне, символизирующем победу жизни над смертью. Со временем традиция иконописания изменялась и на смену зеленому фону начали использовать пурпурный или красный цвета. С одной стороны, при использовании этих цветов сохранялся древний смысл красного цвета — плодородие и рождение новой жизни, с другой — красный цвет становился символом царственности. Использовать золотой фон в иконописи стали лишь в конце X века — влиянеие византийской школы иконописи. Самыми почитаемыми в Болгарии иконами являются лики Христоса Пантократора, святого Димитрия и святого Георгия – символы мужества и непреклонной веры.История иконописи в Болгарии тесно связана с историческими судьбами болгарского народа, с выпавшими на его долю трагическими событиями эпох чужеземного владычества. Житийные эпизоды, нередко имевшие своей основой апокрифические сказания, давали больший простор творческим возможностям живописца, вносившего в изображение этих сцен ряд реалистических деталей или жизненно правдивых ситуаций, бывших лишь элементами в условном языке иконописца. В живописном искусстве Балкан житийная икона воспроизводилась по одним и тем же принципам оформлениям ее различия сводились преимущественно к деталям. Обычно центральное место занимала фигура святого, изображаемого стоящим или сидящим, во весь рост или до пояса. На двух или всех четырех сторонах рамки помещались сцены из его жития. Интересным образцом иконы, написанной с соблюдением перечисленных выше канонов, является икона «Чудо Георгия о змие» с житием, созданная в 1684 году живописцем Иоанном села Чевиндол Великотырновского округа.О том, что символизирует эта и другие иконы Болгарии SmartTrip попросил рассказать искусствоведов, курирующих крупнейшую экспозицию православного искусства в крипте кафедрального собора Александра Невского в Софии и гида по Болгарии, большого знатока истории и культуры Балкан, Зою Аврамову.
Золотыми звездами, как символом непорочности, украшали одеяние Богоматери: на плече и две на голове. Их можно увидеть на Богоматери в иконе Деисус 1495 года из Банковского монастыря, иконе Богоматерь Одигитрии 1518 года и многих других.
Архангела Михаила на болгарских иконах чаще всего пишут в полный рост с крыльями за спиной, с едва заметно повернутой в сторону головой. Святой изображен в воинском одеянии – красной тунике, светло-коричневых пластинчатых доспехах с изображением Медузы, темно-зеленом, наброшенном на плечо плаще, с красным свитком в левой руке. В правой он держит поднятый меч — символ достоинства «архистратига Христова воинства».
Почитание св. Георгия в Болгарии, как святого-покровителя, было известно уже в конце IX века. Чаще всего св. Георгий изображается сидящим на белом коне: болгарский народ оказывал явное предпочтение конным изображениям святых, что имело глубокие предпосылки в его быте. Иконография этого изображения святого имеет долгую историю, но его появление обычно связывается с известным житийным «чудом» — избавлением царской дочери от змея.Очень часто за спиной сидящего на коне святого помещается отрок с сосудом особой формы, напоминающим турецкий металлический кувшин для умывания и омовения («ибрик»). Это изображение отражает историю Болгарии во время турецкого владычества. Во время турецкого ига болгары были вынуждены отдавать кровную дань – маленьких мальчиков забирали янычарами от семей в самом юном возрасте. Войска янычар были очень грозными – они не знали родовой памяти, и каждая мать в болгарском селении жила с осознанием того, что однажды ее ребенок может прийти в отчий дом и убить свою семью. Кувшин в руках мальчик, по свидетельствам знатоков, является символом трагедии и искалеченных детских душ. Детей для девширме выбирали очень сильных и красивых. Попав в плен, мальчиков насиловали, использовали в качестве подарков от одного господаря другому, полностью уничтожая в их сознании какие бы то ни было человеческие ценности. Поэтому мальчик на коне св. Георгия означает народную благодарность святому, за спасение болгарских детей из турецкого плена.